Осень 2022

«ЮРА — АБСОЛЮТНО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК»

Общество и бизнес
4 мая на большие экраны вышел полнометражный фильм, снятый по мотивам реальной истории уфимского дворника Юры Ветлугина. Благодаря своему другу-фотографу Роману Филиппову, поместившего Юру на обложку журнала GQ в образе модели, он внезапно проснулся знаменитым. Художник по костюмам Лена Огер, работавшая над фильмом, рассказала о чем получился фильм и что одежда может рассказать о персонажах.

Лена, как ты пришла в профессию художника по костюмам?

Это было, вроде бы, случайно, и в то же время предопределено. Я с детства мечтала быть дизайнером, у меня была самая большая коллекция нарисованных шляпок и все мои игры заключались в оформлении: дизайн квартир, домов, вещей. Моя тетя—невероятная рукодельница и у нас случился творческий тандем— я придумывала для кукол разные платья, а она их шила. По профессии я экономист и пиарщик. В юности жизнь меня отводила от мечты, как это обычно бывает, до 2016 года. Мы с ребенком улетели путешествовать по Азии и там я стала наблюдать, что нигде нет красивых купальников. Когда вернулась в Москву, предложила подруге-художнице делать купальники с принтами ее работы и мы начали создавать свои коллекции. Параллельно меня уже стали приглашать художницей по костюмам в театральные перформансы, а через несколько лет известная художница Виктория Ефимова-Шестаковская пригласила меня поработать её ассистенткой. Она стала для меня настоящим мастером. Благодаря ей я сразу попала на большие проекты в кинопроизводстве: фильмы «Холоп», «Текст», пилотная серия сериала «ПСИХ». А дальше события развивались еще быстрее, меня стали приглашать в клипы, рекламу и совсем скоро случился мой первый полный метр «Сахаров. Две жизни». Недавно закончила свой первый проект «Голос», работала непосредственно с командой Антона Беляева, по его приглашению, начинаю готовить большой международный проект с командой из Австрии, Беларуси и Грузии.

Недавно состоялся всероссийский прокат фильма про уфимского дворника Юру, который покорил своей историей практически весь мир. Как думаешь, в чем феномен этой истории?

Юра—светлый человек с очень базовыми понятными ценностями. Своим немного детским, наивным взглядом на мир умеет создавать тепло, доброту, честность, открытость. Я очень рада, что сейчас появляются такие герои и об этом начинают говорить. Мы все время смотрим на каких-то супергероев, у нас так много времени было потрачено на какие-то не наши принципы жизни, а Юра — абсолютно русский человек. Он остается радостным, несмотря на все события, которые с ним происходят.

Юру в фильме сыграл Антон Кузнецов. Как считаешь, ему удалось раскрыть личность Юры?

Я знаю, что идет много разговоров по поводу схожести. Мне кажется очень важно понимать, что это игровое кино, а не документальный проект. Режиссер имеет полное право создать своих персонажей. И мы всей командой создавали на основе фундамента, которым стала история Юры. Но у Антона есть с ним главная схожая черта—это глубинная внутренняя доброта, красота души.

На что ты опиралась при выборе образов?

Костюмы в кино созданы, чтобы передавать драматургию. Я долго не могла родить персонажа Антона в своей голове. Однажды я осталась дома и решила посмотреть фильм, который, по мнению нашего режиссера, мог бы нас вдохновить—«Шоу Трумана». С первых минут я поняла, что все случилось, ведь персонаж Джима Керри тоже про наивность, веру в этот мир. Я использовала ход именно оттуда. Весь фильм персонаж носил костюмы в полоску, а в финале, когда он понял, что весь мир—это обман, он одет в жесткий вязанный свитер. Этим паттерном для героя Юры стали миксованные принты в клетку и полоску. В момент кризиса, когда Юра приезжает в Москву, он будто теряет паттерн, но не теряет себя, поэтому у него все-равно остается галстук-бабочка в клетку с золотыми нитями на церемонии GQ. Образ Ромы, которого сыграл Денис Власенко, тоже рождался непросто. Так как он модный фотограф, москвич, в начале я его придумала со сложными струящимися образами, но они не подошли нашему фильму. Тогда я ему дала объемную кожанку с вышитым на спине тигром, чтобы показать его таким брутальным, и украшение—цепочку с кругом, который был символом пустоты. Когда Рома приезжает в Уфу и знакомится с Юрой—паттерн клетки и полоски начинает плавно переходить в одежду Ромы, и он уходит от своих тяжелых элементов, берет эту простую радость жизни

В фильме дебютировала как актриса популярный блогер Ида Галич

Да, образ ее персонажа Жени рождался целиком от Иды. Она сыграла действительно ключевую роль, соединяя эти миры, показывая, что важна только душа. Для меня Женя как ангел, который приходит, чтобы изменить жизнь. Поэтому у Иды были самые сумасшедшие костюмы и образы. С помощью нее я показала эту переменчивость жизни, что все меняется, нет никаких правил.

Как считаешь, каким получился фильм? Какие основные смыслы он донес до людей?

Фильм — носитель и передатчик уникального кода любви, доброты и взаимопомощи, потому что именно всё это всегда царило на площадке во время съемок. Это состояние передается зрителю, даже мужчины плачут. Я очень надеюсь, что зрители прочувствовали ценность простоты, возможность быть собой, проходить свой путь. Увидели, что любой выбор, любая профессия не является чем-то постыдным, неправильным. Каждый человек находится на своем месте и если он получает от этого удовольствие, то больше ничего не важно.