Осень 2022

МУЗЫКА — ЭТО СМЫСЛ ЖИЗНИ

Общество и бизнес
Генеральный директор Государственного академического симфонического оркестра Башкортостана, народный артист РБ Артур Назиуллин рассказал о том, сколько зарабатывают профессиональные музыканты, как научиться понимать академическую музыку, и на что он потратил свой первый гонорар.
У вас плотный рабочий график: концерты, репетиции, гастроли. А чем занимаетесь в свободное время?

Музыкой. То, чем я занимаюсь, является и моей работой, и жизнью, и любимым увлечением. Я живу на работе. Наверное, для мужчины это логичная и очень правильная история.

А как вы расслабляетесь?

Действительно, график и перелеты изматывают, но мне достаточно просто выспаться. Иногда выезжаю куда-нибудь на природу просто отдохнуть. А вообще перезагружаюсь в тот момент, когда заканчиваю административные дела и иду играть на кларнете. Музыка очищает голову и душу.

Есть мнение, что сотрудники оркестров много не зарабатывают, поэтому молодежь выбирает, например, блогерство. Как замотивировать их заниматься музыкой?

Мы не будем никого убеждать идти или не идти в блогерство. Но мы должны понимать одну вещь. Человек сегодня может набрать сто тысяч подписчиков, если будет заниматься этим качественно, но, если он, не занимаясь музыкой, решит пойти в государственный оркестр, его никто туда не возьмет. Чтобы прийти в эту профессию, нужно с пяти лет с утра до ночи заниматься музыкой. Это даже не работа, а смысл жизни.
Если говорить об уровне заработка в оркестре, мы можем сказать, что зарплаты музыкантов ведущих коллективов страны немаленькие. Конечно, и в Госоркестре Башкортостана тоже высокие зарплаты по региону.

А каким вы были в детстве?

Я был абсолютно нормальным ребенком, и до пятого класса вел себя даже чересчур активно. Первые четыре класса музыкальной школы я играл на блокфлейте. Это переходной инструмент к кларнету и, конечно, он не вызывал у меня большого интереса, поэтому я, наверное, и позволял себе чрезмерно яркое и свободное поведение в главной музыкальной школе республики. Но как только мне посчастливилось взять в руки кларнет в пятом классе, инструмент полностью завладел мной, все прочие интересы ушли из жизни, остался только кларнет.
Вы помните, на что потратили свой первый гонорар?

Это был примерно 2000 год. После выступления на правительственном концерте в Казани 23 года назад мне заплатили целых две тысячи рублей в конверте. Я на эти деньги просто жил и ни в чем себе не отказывал.

Может ли человек понять классическую музыку, если в целом он далек от нее?

Сначала нужно почувствовать. Музыку мы воспринимаем через одно из важнейших органов чувств — слух. Поэтому нужно просто дойти до концертного зала и слушать, слушать, слушать. Понимание прекрасного придет само собой. А если бы человек, готовясь к концерту, хотя бы прочел аннотацию к произведению, это было бы идеально. Но все мы прекрасно понимаем, что это не всегда возможно. Именно поэтому некоторые дирижеры, в том числе и ма- эстро Дмитрий Крюков, рассказывают о композиторе, о музыке и истории ее создания до того, как она начнет звучать. Понимание всегда происходит при более близком знакомстве, поэтому рецепт понимания симфонической музыки один — чаще ходить на концерты.
А вы сами на концерты каких музыкантов любите ходить?

Если выдается свободный вечер в Москве или в Петербурге, когда приезжаю туда по работе, с удовольствием посещаю концерты с участием своих друзей. Не хожу на концерты современных групп. В машине могу послушать джаз, Майкла Болтона, Уитни Хьюстон, Майкла Джексона, «Роксет».

Можете назвать три причины, по которым обязательно стоит посетить концерт Национального симфонического оркестра Башкортостана?

Самая главная и основная причина — это безумно красиво. Вы можете прийти, расслабиться и перенестись в другое измерение. Не надо быть музыковедом для этого. Можно просто услышать колоссальное звучание ста музыкантов, которые играют произведения, являющиеся достоянием всего человечества. Посещение симфонических концертов — это показатель особого образа жизни, статуса, хорошего вкуса, причастности к миру элитарного искусства, к определенным современным трендам. Классическая музыка — это не прошлый век. Это бессмертие.