Камиль, как карикатурист в уфимском медийном пространстве ты стал известен недавно, несколько лет назад. А до этого где ты был?
Рисовать я начал еще в художественной школе. Там все рисовали, понятное дело, кто портреты, кто живопись, кто пейзажи — тренировались. Мне же нравилось рисовать карикатуры —любил я угарнуть. Потом в школьной юмористической стенгазете рисовал одноклассников, учителей и директора школы. Правда, порой приходилось выслушивать. Зато я понял тогда: это хороший инструмент—можно рисовать тех, кто тебе не нравится.
Потом был большой перерыв: занимался художественной обработкой камня, скульптурой, нормальные картины писал. А несколько лет назад услышал, что вот есть социальные сети, которые здорово помогают в продвижении. Денег надо было зарабатывать, тогда грянул очередной кризис. Я подумал: надо продвигать себя. Ну не писать же посты, их все пишут. Но никто не рисует. Я взял и нарисовал практически каждого уфимского ЛОМа и выложил. А тем понравилось, начали репостить. И, можно сказать, в одно утро я проснулся уже знаменитым. Нашел, так сказать, свою золотую жилу.
Потом был большой перерыв: занимался художественной обработкой камня, скульптурой, нормальные картины писал. А несколько лет назад услышал, что вот есть социальные сети, которые здорово помогают в продвижении. Денег надо было зарабатывать, тогда грянул очередной кризис. Я подумал: надо продвигать себя. Ну не писать же посты, их все пишут. Но никто не рисует. Я взял и нарисовал практически каждого уфимского ЛОМа и выложил. А тем понравилось, начали репостить. И, можно сказать, в одно утро я проснулся уже знаменитым. Нашел, так сказать, свою золотую жилу.
Стыдно когда-нибудь было за карикатуры?
Было. Очень легко пинать человека, прицепившись к тому, что тебе кажется неправильным. А судить—это очень много на себя брать. Поэтому прежде чем пнуть человека, неплохо бы прогуляться в его ботинках.
Иногда, бывает, жалею, что прошелся по кому-то. Причем, касается это сильных мира сего. Сделал карикатуру, выпустил ее в мир и теперь она живет своей жизнью. А у этих людей есть дети, близкие. Все мы люди.
Иногда, бывает, жалею, что прошелся по кому-то. Причем, касается это сильных мира сего. Сделал карикатуру, выпустил ее в мир и теперь она живет своей жизнью. А у этих людей есть дети, близкие. Все мы люди.
Выговор получал когда-нибудь за творчество?
До сих пор получаю. Вот Радий Фаритович Хабиров говорит: «Меня хоть изрисуй всего, мне все-равно, хоть зарисуйся. Но зачем ты трогаешь того же главу Татарстана Минниханова? Это же на меня все транслируется, твои рисунки связывают со мной, а я в прекрасных отношениях с Рустамом Нургалиевичем». Ну я и перестал пока его рисовать.
Погоди, это просто пожурить. А так, чтобы конкретно наказали—было?
Ну, не били конечно. А в соцсетях меня постоянно полощут. Недавно нарисовал абстрактного художника, который, отбросив кисти и палитру, подмазывается к искусствоведу, который может купить для музея его работу. Так мне потом рассказали, что в местной тусовке художников такое бурление началось! Может быть многие просто себя узнали в этом, повторю, абстрактном художнике.
Бросил порцию гов..ца на художественный вентилятор?
Ну а как же! Почему бы их не подразнить?
Кстати, в Казань ездишь, пускают тебя туда?
Примечание редакции. Некоторое время назад маэстро нарисовал карикатуру, изображавшую «женщин нелегкой судьбы» на трассе М7, ведущей в Казань. Скандал разразился такого уровня, что разруливать ситуацию пришлось даже главе Башкирии Радию Хабирову. Чтобы чего не случилось снова, мы не покажем вам этот рисунок.
Конечно. Казань — прекрасный красивый город. Там живут прекрасные люди, там много моих друзей, в гости к которым я при случае с удовольствием приезжаю
Конечно. Казань — прекрасный красивый город. Там живут прекрасные люди, там много моих друзей, в гости к которым я при случае с удовольствием приезжаю
Ты практически уфимец. Какие уфимские косяки сами просятся в карикатуру, чтобы это высмеяли?
В первую очередь, общественный транспорт—это тот еще треш. Потом бродячие собаки. С гуманистической точки зрения человек допустил их множество на улицах городов и не делает ничего, чтобы у них был приют. Снег зимой. Но это то, с чем я еще готов мириться, я понимаю, что, как бы ни хотелось, невозможно взять и вывезти из города зимой весь снег. Понимаешь, красивый город, как и все красивое любить легко. А ты попробуй полюбить с недостатками. Лично я — фанат Уфы.
Есть для тебя запретные темы, о чем ты не будешь рисовать?
Мир ужесточается, поэтому запретных тем становится все меньше. Для меня табу—болезни, смерти, инвалидность.
А переходить на личности?
Ну, конечно! Если ты не будешь переходить на личности, ты никому не будешь интересен
Если один конкурент, например, в бизнесе, закажет тебе другого?
Ну, это бывает.
Ну, погоди, это ведь уже не искусство!
А ты сначала попробуй сделать искусство. Попробуй нарисовать так, чтобы все оценили. Искусство—это то, что мало кто может сделать. Все остальное—не искусство.
Что ты больше всего любишь высмеивать?
Власть. Человек всю жизнь идет к этому, думает, что займет такое положение, что его никто не посмеет тронуть. Это вот гордыня такая. А ты берешь и ставишь его на место
У тебя есть ощущение, что лучший карикатурист—это сама жизнь?
Я этого даже побаиваюсь. Вот надругался я над кучей народу. А прямо сейчас где-то подрастает карикатурист, который так надругается надо мной, что мало не покажется. Ну а пока я продолжаю.